Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности с элементами социо-игровой технологии в подготовительной группе (6-7 лет), общеразвивающей направленности
Тема: «Звукоград - город наших фантазий»
Цель: создание условий для развития начальных социальных и учебно-познавательных компетенций у дошкольников через вовлечение их в решение проблемных задач посредством познавательной, продуктивной деятельности, художественного и технического творчества.
Обучающая задача: поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; совершенствовать познавательные умения: формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты познания в разных видах детской деятельности; совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения
Развивающая задача: развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать творческую самостоятельность, фантазию, коммуникативные компетенции (умение договариваться со сверстниками, вырабатывать общее решение, воспринимать толерантно чужое мнение) а также эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности;
Воспитательная задача: поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста каждого ребенка.
Новизна, практическая значимость.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями. Используемые игровые задания («нехитрые» игровые правила) заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр эффективно сочетаются с любым видом детской деятельности и помогают по ходу выстраивать партнерские взаимоотношения воспитателя с детьми, и детей друг с другом.
Дидактические задания, применяемые на занятии, доступны и поэтому помогают детям совместно с воспитателем переходить от одного вида деятельности к другому.
Через работу во временных микрогруппах (игровых командах) уменьшается дистанция между детьми. Воспитанники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа (команда).
Используемое нами занятие выстроено в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых задач. В разработанном нами занятии были перенесены акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Современные педагогические технологии:
- Здоровьесберегающая образовательная технология;
- Технология интегрированного обучения;
- Социо - игровая развивающая технология;
- Информационно – коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности;
- проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные архитектурные и скульптурные объекты, задает вопросы и интересуется мнением других;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Образовательные области: приоритетные - речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, в интеграции – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, конструирование.
Оборудование для педагога: компьютер, экран, колонки, письмо, корзина, фишки двух цветов, палочки разной длины по количеству детей.
Оборудование для детей: план-схема города, элементы для строительства (объемные геометрические фигуры), разнообразный бросовый материал, природный материал, клей, ножницы.
Этапы
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных
|
I. Организационный этап. Психологический настрой на предстоящую деятельность (2-3 минуты)
|
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
|
Побуждать детей вступать в диалог, используя речь рассуждение
|
Воспитатель: Ребята, я рада вас приветствовать! Пусть этот день принесет нам радость и много новых интересных впечатлений. Дети, возьмитесь за руки, сделайте круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло)
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
(берутся за руки)
Друг на друга поглядим,
(смотрят в разные стороны)
Про себя проговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
Воспитатель: Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать…(речь воспитателя перебивает звукозапись).
Звукозапись: «Ай, ой, ну пододвиньтесь! Нам самим места мало! Ну, хоть немножко. Ай! Ох!»
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад я встретила школьника, и он передал вам эту папку. А вы знаете, что это за папка? (касса букв).
|
Дети слушают и делают предположения, отвечают, выполняют движения
Информационно – коммуникативная технология.
Дети слушают и вступают в диалог, делают предположения
|
Постановка проблемы и мотивация детей.
Постановка детской цели
|
Воспитатель: Вы правы - это касса букв. Но, что-то буквы расшумелись. Узнаем, в чем тут дело? (открываем кассу и находим письмо)
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители кассы букв. Ребята, помогите, в кассе очень тесно, а нас 33 сестрички»
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь жителям кассы букв?
Воспитатель: А как мы можем им помочь?
Воспитатель: Хорошо, молодцы. А я предлагаю, построить для жителей кассы букв город.
|
Дети выдвигают версии (не менее 2-3х) и формируют предложение (цель) о строительстве города
Создание проблемной ситуации.
|
II. Основной этап - операционно-деятельностный компонент (25 минут)
|
Актуализация имеющихся представлений у детей о городе, в котором они живут, о его достопримечательностях. Активизация словаря.
|
Воспитатель: Но перед тем как приступить к строительству города для жителей кассы букв, хочу у вас спросить, а вы знаете, как называется город, в котором мы живем?
Воспитатель: Конечно наш город не очень большой, но в нём есть много улиц, больших и маленьких. Каждая улица имеет своё название, имеет своё прошлое. Ребята, а на какой улице живете вы?
Воспитатель: А кто может назвать улицу, на которой находиться ваш детский сад?
Воспитатель: В нашем городе есть замечательные, красивые места. И я хочу с вами поиграть. Я буду показывать вам фотографии нашего города, а вы постараетесь отгадать, что я показала (на экране педагог показывает достопримечательности города, а дети называют).
|
Информационно-коммуникативная технология.
Познавательный мотив.
Дети слушают и вступают в диалог. Отвечают на вопросы
Дети стоят у телевизора (интерактивной доской), вступают в диалог
|
Фиксация затруднений
Задача: способствовать формированию умения различать согласные и гласные звуки.
Настрой воспитанников на деловой лад и создание игровой атмосферы.
|
Воспитатель: Правильно, молодцы. Но это наш город. А для кого мы сегодня будем строить город? (для букв)
Воспитатель: Чтобы быстрее и слаженнее нам сконструировать город для сестричек из кассы букв, я предлагаю разделиться на команды. Выберите одну фишку из корзины.
Дети объединяются в команды по цвету, выбранной фишки.
Воспитатель: И так у нас получилось две команды. Ребята, а вы обратили внимание, что в кассе буквы двух цветов. А кто догадался, почему? (буквы обозначают звуками, а это согласные и гласные звуки)
Воспитатель: Правильно, молодцы. (Если воспитатель не услышит от детей нужного ответа – задает наводящие вопросы. Каждое слово состоит из звуков. Скажите, а какие бывают звуки? Каким цветом обозначены гласные и согласные звуки?) Каждое слово состоит из звуков. Чем отличаются буквы от звуков?
Воспитатель: Умницы. Чем гласные звуки отличаются от согласных?
|
Вступают в диалог
Социо - игровая развивающая технология
Объединяются в команды по цвету, выбранной фишки.
Рассуждают, делают вывод.
Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему
|
Совместная коллективная деятельность детей.
Задача: воспитывать умение работать совместно.
|
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на свои фишки, которые вы выбрали. Они тоже двух цветов. Одна команда строит дом для гласных звуков, а другая – согласных.
А сейчас подойдите к столам. Здесь мы с вами видим, имеется план города, схема строительства домов и необходимые элементы. Каждая команда будет строить свой элемент города. Можете приступать к строительству.
|
Дети стоят вокруг макета города, внимательно рассматривают предложенные варианты схем; пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему (собрать элемент города). Проявляют аккуратность, фантазию
|
Выдвижение гипотез.
Этап выстраивания своего отношения к происходящему, проживание ситуации
|
Воспитатель: Молодцы, хорошо постарались. А сейчас объединим ваши строения и получим один большой город.
Благодаря тому, что вы работали дружно и слаженно, у вас получился большой город, даже городище. Такие города в старину называли «град» – то есть городище. Мы с вами строили этот город для звонких, озорных сестричек, а как бы вы назвали город, который построили для жителей кассы букв?
Воспитатель: Хорошо. (Если воспитатель не услышит от детей нужного ответа – предлагает свое название. Мы с вами строили этот город для озорных сестричек, поэтому я предлагаю назвать город Звукоград. Согласны?)
|
Рассуждают, высказывают свои мысли, делают предположения,
по-возможности,
доказывают свою точку зрения.
|
Динамическая пауза
|
Воспитатель: Устали при строительстве города? Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Если есть хороший друг…»
|
Игровая технология
Коммуникативная игра
|
Фиксация затруднений.
Этап выстраивания своего отношения к происходящему, проживание ситуации.
Задача: организация анализа детьми
возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.
Постановка проблемы и мотивация детей.
Настрой воспитанников на деловой лад и создание игровой атмосферы
Постановка детской цели
|
Воспитатель: Посмотрите на наш город. А, что нужно сделать для того чтобы жителям было уютно, комфортно и радостно жить в городе?
Воспитатель: Хорошо. (Если воспитатель не услышит от детей нужного ответа – задает наводящие вопросы. Ребята, представьте, что вы вышли с родителями на прогулку в парк и устали, что вы сделаете? (сядем на скамейку отдохнуть).
Воспитатель: хорошо. А если на улице стемнело? (нужен фонарь)
Воспитатель: если есть дорога, то, что еще необходимо?
Воспитатель: правильно. Значит, нам нужно благоустроить город всем необходимым, чтобы жителям города было комфортно.
А чтобы нам быстрее и слаженнее благоустроить наш город я предлагаю разделиться на команды.
На каждого ребенка готовят по одной метке-палочке (имеют разную длину). Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. По очереди каждый ребенок тянет жребий, занимает место в команде.
Воспитатель: И так у нас получилось две команды. Какой город мы с вами будем благоустраивать? (украшать, создавать условия для комфортного проживания). А кто в нем живет?
|
Создание проблемной ситуации. Рассуждают, высказывают свои мысли, делают предположения,
по-возможности,
доказывают свою точку зрения. Приходят к совместному выводу.
Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Ситуативная беседа.
Социо - игровая развивающая технология
Дети делятся на команды.
|
Совместная коллективная деятельность детей.
Задача: побуждать детей самостоятельно выбирать средства и способы выполнения задания, проявляя инициативность
|
Воспитатель: Каждая команда будет благоустраивать город для своих звуков. Вам предлагается различный материал для работы.
Воспитатель: обратите внимание, перед вами схема изделия, которое вам нужно сделать. Можете дополнить его своими элементами.
Можете приступать к благоустройству.
|
Коллективная работа
Садятся за рабочие столы, рассматривают материал. Приступают к выполнению поставленной задачи. Обсуждают, что и как будут делать и что получилось. По ходу выполнения задания помогают друг другу.
По окончанию выполнения задания дети выставляют продукт своей деятельности на макет города, этим самым заполняя его, благоустраивая.
|
III. Заключительный этап - аналитический компонент (2 минуты)
|
Этап анализа ситуации и релаксации
Ритуал «Прощание».
Релаксация
|
Воспитатель: Молодцы. Ребята, скажите, а как вы думаете, будет ли комфортно жить в этом городе? Почему?
Воспитатель: А для кого мы строили город?
Воспитатель: Ребята, огромное спасибо вам за те знания, которые вы показали во время занятия. Занятие окончено.
Я хочу, чтобы вы были самыми добрыми, самыми дружелюбными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми.
Приготовьте свои ладошки, потрите их хорошенько, сделайте из ладошек лодочку, скажите в ладошку доброе пожелание и подарите его своим друзьям и нашим гостям.
|
Дети подходят к макету города, осматривают, общаются со сверстниками и взрослыми по содержанию пройденного, высказывая свое отношение и делая выводы. Происходит осмысление способов и приёмов работы.
Психогимнастика. Ритуал «Прощание»
Выполняют движения в соответствии с текстом
|
|