Каталог статей


Мастер-класс «Изготовление детьми нестандартного оборудования для сюжетно-ролевых игр»

Мастер – класс для педагогов дошкольного образования по теме: «Изготовление детьми нестандартного оборудования для сюжетно-ролевых игр»

Участники: педагоги дошкольного образования

Презентацию к мастер-классу можно скачать по ссылке.

Ход мастер-класса

Слайд

1

Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги. Я очень рада, видеть вас на мастер-классе по теме: «Изготовление детьми нестандартного оборудования для сюжетно-ролевых игр»

Слайд

2

 

Всем нам известно, что сделанная своими руками игрушка приносит радость ребенку.

Актуальность опыта обусловлена тем, что рукотворная предметно-игровая среда позволяет моделировать пространство в соответствии с замыслами и накопленным социальным опытом.

Слайд 3

Постановка педагогической проблемы.

Уважаемые коллеги! Дети детского сада прислали Вам видео-письмо, послушайте и подумайте, а было ли с вами такое?

И мама, и воспитатель в полном изумленье

И не хотят они нас понимать.

Мамы покупают дорогие

Нам игрушки, чтоб играть.

Очень яркие, цветные

Словно радуга – дуга.

День мы с ними поиграем,

Ну, от силы может два. А потом…

В дом, а также детский садик я тащу большие палки,

Кусочки красных кирпичей.

В карманах всякие железки

И камень тоже был ничей.

Мама, а также воспитатель каждый раз ругает,

Что я всякий мусор в карманах принесу.

Нас всё это – обижает,

Они нас - не понимают!

Слайд

4

Было такое? Мир вещей очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые быстро становятся ненужными. Это разнообразные бутылочки, коробочки, стаканчики и многое другое, от чего мы взрослые, чаще всего стараемся избавиться и выбросить в мусорное ведро. Такой материал называется бросовым.

Я хочу спросить у Вас коллеги: А можно ли это все применить при организации предметно - развивающей среды своей группы? Как?

Представим, у нас стаканчик из-под йогурта. Как мы можем его использовать? (посадить рассажу, для мелких предметов, чернильницу сделать)

Я с вами согласна. Оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить воображение и сконструировать атрибут для совместной игры.

На протяжении нескольких лет я обобщаю педагогический опыт по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредствам работы с природным и бросовым материалом».

Слайд

5-6

Я педагог творческий. Всегда приношу детям какие-то новые идеи. И в скором времени предо мной встал вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы поделки из бросового материала стали настоящими элементами предметно – пространственной среды?

В этом вопросе мне помогло разобраться учебно-методическое пособие Лыковой Ирины Александровны «Играют девочки. Гендерный подход в образовании» и «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании».

Слайд

7

Практическая демонстрация педагогического опыта.

Прежде чем, сегодня на мастер-классе мы с вами спроектируем из бросового материала нестандартное оборудование, я бы хотела кратко остановиться на этапах изготовления.

Слайд

8

С младшей группы, дети участвуют в организации среды. Безусловно, младшие дошкольники ещё пока не способны без помощи полностью реализовывать собственные замыслы, поэтому мы предлагаем готовые поделки из бросового материала. С помощью этого ребенок учиться придавать своей постройке индивидуальный характер.

Слайд

9

Средний дошкольный возраст называют временем расцвета сюжетно-ролевой игры. В группе необходим запас дополнительного материала: коробок, катушек, палочек, трубок и т. п. Привлекаю к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора. Конечно многое, что предлагается - идет от воспитателя. Однако, уже к концу среднего возраста многие дети уже самостоятельно пробуют свои силы в преобразовании среды группы.

Слайд

10

В старшей группе чаще привлекаются дети к созданию окружающей обстановки. В группе постоянно имеется коробка с бросовым материалом для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Для того, чтобы расширить познания дошкольников просматриваем презентации, читаем энциклопедии. Так и приходят новые идеи для изготовления новых атрибутов. Что-то дети могут сделать самостоятельно, но более сложные вещи делаем вместе.

Слайд

11

Далее остановлюсь на технологии создания игрового оборудования для сюжетно - ролевых игр, которую легко освоить на основе алгоритма, представленного на слайде. Прежде чем мы приступим к этому, приглашаю 6 человек, желающих принять участие в мастер-классе. Попрошу участников мастер-класса разделиться на 2 подгруппы подойти к столам. Пожалуйста, откройте конверты и познакомьтесь с содержанием (внутри конверта изложено задание, алгоритм создания поделок, кроме того имеются предметные картинки и необходимый материал)

Если у вас возникли вопросы, я на них отвечу. Если нет, приступайте к выполнению задания.

Слайд

12

А с вами мы сегодня будем учиться конструировать оборудование предметно- пространственной среды.

Уважаемые коллеги, а как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия?

Конечно, вся работа начинается с мозгового штурма выдвижение идей, гипотез, предложений.

Педагог показывает коробку из-под зубной пасты. Какую игрушку (поделку) можно сделать из этой коробки?

Хорошо, идея у нас есть. Теперь мы можем с вами сделать поделку?

На втором этапе - создаем схему (технический план). Предлагает детям изображения различных светофоров, для того чтобы определить основные и второстепенные части, детали. Очень важно на этом этапе уделить особое внимание подборке изображений различных вариантов изготовляемого изделия. Это нужно для того, чтобы дети не копировали друг друга, а подходили творчески. Затем схематически составляем технический план (чертеж).

Слайд

13

Приведу пример изготовления микроволновой плиты. Внимание на экран.

Из предложенной схемы видно, что нам нужна коробка с крышкой. Обклеиваем ее самоклейкой. Прорезаем большое овальное отверстие - это дверца микроволновки. Нужен диск или крышка из-под майонеза. Делаем посередине отверстие и соединяем крышку с коробкой с помощью маленького болта и шурупа - это вращающаяся тарелка. Вырезаем из прозрачной пленки овал и присоединяем его на отверстие, сделанное в крышке коробки. Рисуем фломастерами или приклеиваем вырезанные из журнала следующие обозначения: режим работы, время, переключатели, эмблема фирмы-изготовителя.

Хочу обратить ваше внимание на то, что данная схема это технологический документ. Технологический документ бывает графическим или текстовым. В нашем случае он будет графическим.

Слайд

14

Любой технологический документ имеет свои правила, условные обозначения, они представлены на слайде.

Слайд

15

На третьем этапе мы подбираем материал для изготовления поделки. Изготавливаем. Дети в конце работы презентуют свои изделия.

Приведу пример изготовления маленького светофора. Необходимо взять коробку из-под зубной пасты и обклеить черной бумагой или самоклейкой. Вырезать круги по раз­меру коробки: 2 зеленых, 2 красных, 2 желтых. Приклеить их следу­ющим образом: на одну сторону коробки красный круг, под ним желтый, под желтым зеленый. На вторую сторону приклеить крас­ный круг вверху коробки. На третью сторону приклеить в центре жел­тый круг. На четвертой стороне внизу коробки приклеить зелёный круг. Вращая светофор, можно регулировать цвета.

Для устойчивости маленького светофора взять стаканчик из-под йогурта. Перевернуть дном вверх, нарисовать в центре круг по диа­метру карандаша. Такой же круг нарисовать в центре нижней сторо­ны светофора. Прорезать круги ножом по диаметру крест-накрест, отогнуть края и вставить карандаш.

б/с

Представляю стиральную машинку-автомат. Нам нужно также просто коробка. На одной из сторон чертим циркулем круг и вырезаем его. Обклеиваем бумагой или самоклейкой. На вырезанном круге чертим круг меньшего диаметра и также вырезаем. С помощью скотча или небольших навесов крепим дверцу нашей машинки. Для того, чтобы сделать барабан нам нужен картон прямоугольной формы. Проделываем в нем отверстия и крепим внутри. Крепим эмблему фирмы-изготовителя. Наша стиральная машинка – автомат готова.

 

Представляю современное инфомационно-вычислительное оборудование – ноутбук. Для изготовления этого оборудования нам нужен клей ПВА, ножницы, кисточка, фломастер, пенопласт, простой карандаш. Обклевываем коробку из-под конфет с откидным верхом самоклейкой. Вырезаем прямоугольник из светлой бумаги по размеру крышки и приклеиваем экран. Для клавиатуры нужно подобрать небольшие по размеру кубики или пенопласт. На кубики можно наклеить предметные картинки, цифры, буквы или многое другое и проводить игры на ознакомление или закрепление пройденного материала. Это оборудование дети используют в таких играх как «Школа», «Магазин», «Семья» и в других играх.

 

Как вы думаете, уважаемые коллеги, сможете ли вы ее сделать своими руками? Сможете. Мной разработана картотека схем изготовления, которая вам поможет в этом.

 

Я вижу, что участники групп уже закончили. Прошу вас представить ваше изделие. (Вопросы к участникам: В каких сюжетно-ролевых играх ребенок может его использовать? Какие игровые действия можно производить с этим предметом?)

 

Дополните развивающую среду своими атрибутами (участники мастер-класса подходят к макету игры «Семья»).

Уважаемые коллеги, скажите, соответствует ли это оборудование принципам ФГОС?

Во-первых, хочу обратить Ваше внимание на то, что это оборудование соответствует принципам ФГОС ДО: оно полифункционально, т.к. дети могут использовать это оборудование в разных видах детской активности. Мы с вами изготовили игровой материал, как для девочек, так и для мальчиков. Среда у нас также в зависимости от выбранной игровой ситуации может трансформироваться: домашний пылесос в автомобильный. А самое главное она насыщенна, доступна и безопасна и это все ребята, родители могут сделать сами.

 

Попрошу вас подойти ко мне. А сейчас, я побуду в качестве репортера и хочу Вам задать несколько вопросов.

  • Как вы думаете, уважаемые коллеги, будет ли интересно играть нашим детям в такие игрушки?
  • Будут ли дети беречь такую игрушку? Почему вы так считаете?
  • Сможете ли вы теперь сделать своими руками игрушки из бросового материала? Как вам в этом помог разобраться проведенный мной мастер-класс?
  • Изменилось ли ваше отношение к бросовому материалу?

Спасибо, вот вы и сами ответили на вопрос: зачем мы сегодня собрались.

Прошу Вас пройти на свои места. Я для Вас приготовила памятки «Требования при работе с бросовым материалом».

Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что на моем сайте есть вся необходимая информация по моему опыту работы.

Слайд

16

3. Рефлексия.

Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем мастер-классе и выразить надежду, что данное мероприятие помогло нам ближе узнать друг друга, подружиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию с нашими детьми в совместной творческой деятельности.

Все в ваших руках, уважаемые коллеги! Фантазируйте, творите! Поделки из бросового материала - вторая жизнь для вещей и праздник творчества в вашем доме. Успехов вам и добра вашим детям!

 

Категория: Методические разработки (приоритетное направление) | Добавил: stepanko_n (04.09.2018)
Просмотров: 2269 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar