Мастер – класс для педагогов дошкольного образования по теме: «Изготовление детьми нестандартного оборудования для сюжетно-ролевых игр»
Участники: педагоги дошкольного образования
Презентацию к мастер-классу можно скачать по ссылке.
Ход мастер-класса
Слайд
1
|
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги. Я очень рада, видеть вас на мастер-классе по теме: «Изготовление детьми нестандартного оборудования для сюжетно-ролевых игр»
|
Слайд
2
|
Всем нам известно, что сделанная своими руками игрушка приносит радость ребенку.
Актуальность опыта обусловлена тем, что рукотворная предметно-игровая среда позволяет моделировать пространство в соответствии с замыслами и накопленным социальным опытом.
|
Слайд 3
|
Постановка педагогической проблемы.
Уважаемые коллеги! Дети детского сада прислали Вам видео-письмо, послушайте и подумайте, а было ли с вами такое?
И мама, и воспитатель в полном изумленье
И не хотят они нас понимать.
Мамы покупают дорогие
Нам игрушки, чтоб играть.
Очень яркие, цветные
Словно радуга – дуга.
День мы с ними поиграем,
Ну, от силы может два. А потом…
В дом, а также детский садик я тащу большие палки,
Кусочки красных кирпичей.
В карманах всякие железки
И камень тоже был ничей.
Мама, а также воспитатель каждый раз ругает,
Что я всякий мусор в карманах принесу.
Нас всё это – обижает,
Они нас - не понимают!
|
Слайд
4
|
Было такое? Мир вещей очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые быстро становятся ненужными. Это разнообразные бутылочки, коробочки, стаканчики и многое другое, от чего мы взрослые, чаще всего стараемся избавиться и выбросить в мусорное ведро. Такой материал называется бросовым.
Я хочу спросить у Вас коллеги: А можно ли это все применить при организации предметно - развивающей среды своей группы? Как?
Представим, у нас стаканчик из-под йогурта. Как мы можем его использовать? (посадить рассажу, для мелких предметов, чернильницу сделать)
Я с вами согласна. Оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить воображение и сконструировать атрибут для совместной игры.
|
На протяжении нескольких лет я обобщаю педагогический опыт по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредствам работы с природным и бросовым материалом».
|
Слайд
5-6
|
Я педагог творческий. Всегда приношу детям какие-то новые идеи. И в скором времени предо мной встал вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы поделки из бросового материала стали настоящими элементами предметно – пространственной среды?
В этом вопросе мне помогло разобраться учебно-методическое пособие Лыковой Ирины Александровны «Играют девочки. Гендерный подход в образовании» и «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании».
|
Слайд
7
|
Практическая демонстрация педагогического опыта.
Прежде чем, сегодня на мастер-классе мы с вами спроектируем из бросового материала нестандартное оборудование, я бы хотела кратко остановиться на этапах изготовления.
|
Слайд
8
|
С младшей группы, дети участвуют в организации среды. Безусловно, младшие дошкольники ещё пока не способны без помощи полностью реализовывать собственные замыслы, поэтому мы предлагаем готовые поделки из бросового материала. С помощью этого ребенок учиться придавать своей постройке индивидуальный характер.
|
Слайд
9
|
Средний дошкольный возраст называют временем расцвета сюжетно-ролевой игры. В группе необходим запас дополнительного материала: коробок, катушек, палочек, трубок и т. п. Привлекаю к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора. Конечно многое, что предлагается - идет от воспитателя. Однако, уже к концу среднего возраста многие дети уже самостоятельно пробуют свои силы в преобразовании среды группы.
|
Слайд
10
|
В старшей группе чаще привлекаются дети к созданию окружающей обстановки. В группе постоянно имеется коробка с бросовым материалом для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Для того, чтобы расширить познания дошкольников просматриваем презентации, читаем энциклопедии. Так и приходят новые идеи для изготовления новых атрибутов. Что-то дети могут сделать самостоятельно, но более сложные вещи делаем вместе.
|
Слайд
11
|
Далее остановлюсь на технологии создания игрового оборудования для сюжетно - ролевых игр, которую легко освоить на основе алгоритма, представленного на слайде. Прежде чем мы приступим к этому, приглашаю 6 человек, желающих принять участие в мастер-классе. Попрошу участников мастер-класса разделиться на 2 подгруппы подойти к столам. Пожалуйста, откройте конверты и познакомьтесь с содержанием (внутри конверта изложено задание, алгоритм создания поделок, кроме того имеются предметные картинки и необходимый материал)
Если у вас возникли вопросы, я на них отвечу. Если нет, приступайте к выполнению задания.
|
Слайд
12
|
А с вами мы сегодня будем учиться конструировать оборудование предметно- пространственной среды.
Уважаемые коллеги, а как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия?
Конечно, вся работа начинается с мозгового штурма выдвижение идей, гипотез, предложений.
Педагог показывает коробку из-под зубной пасты. Какую игрушку (поделку) можно сделать из этой коробки?
Хорошо, идея у нас есть. Теперь мы можем с вами сделать поделку?
На втором этапе - создаем схему (технический план). Предлагает детям изображения различных светофоров, для того чтобы определить основные и второстепенные части, детали. Очень важно на этом этапе уделить особое внимание подборке изображений различных вариантов изготовляемого изделия. Это нужно для того, чтобы дети не копировали друг друга, а подходили творчески. Затем схематически составляем технический план (чертеж).
|
Слайд
13
|
Приведу пример изготовления микроволновой плиты. Внимание на экран.
Из предложенной схемы видно, что нам нужна коробка с крышкой. Обклеиваем ее самоклейкой. Прорезаем большое овальное отверстие - это дверца микроволновки. Нужен диск или крышка из-под майонеза. Делаем посередине отверстие и соединяем крышку с коробкой с помощью маленького болта и шурупа - это вращающаяся тарелка. Вырезаем из прозрачной пленки овал и присоединяем его на отверстие, сделанное в крышке коробки. Рисуем фломастерами или приклеиваем вырезанные из журнала следующие обозначения: режим работы, время, переключатели, эмблема фирмы-изготовителя.
Хочу обратить ваше внимание на то, что данная схема это технологический документ. Технологический документ бывает графическим или текстовым. В нашем случае он будет графическим.
|
Слайд
14
|
Любой технологический документ имеет свои правила, условные обозначения, они представлены на слайде.
|
Слайд
15
|
На третьем этапе мы подбираем материал для изготовления поделки. Изготавливаем. Дети в конце работы презентуют свои изделия.
|
Приведу пример изготовления маленького светофора. Необходимо взять коробку из-под зубной пасты и обклеить черной бумагой или самоклейкой. Вырезать круги по размеру коробки: 2 зеленых, 2 красных, 2 желтых. Приклеить их следующим образом: на одну сторону коробки красный круг, под ним желтый, под желтым зеленый. На вторую сторону приклеить красный круг вверху коробки. На третью сторону приклеить в центре желтый круг. На четвертой стороне внизу коробки приклеить зелёный круг. Вращая светофор, можно регулировать цвета.
Для устойчивости маленького светофора взять стаканчик из-под йогурта. Перевернуть дном вверх, нарисовать в центре круг по диаметру карандаша. Такой же круг нарисовать в центре нижней стороны светофора. Прорезать круги ножом по диаметру крест-накрест, отогнуть края и вставить карандаш.
|
б/с
|
Представляю стиральную машинку-автомат. Нам нужно также просто коробка. На одной из сторон чертим циркулем круг и вырезаем его. Обклеиваем бумагой или самоклейкой. На вырезанном круге чертим круг меньшего диаметра и также вырезаем. С помощью скотча или небольших навесов крепим дверцу нашей машинки. Для того, чтобы сделать барабан нам нужен картон прямоугольной формы. Проделываем в нем отверстия и крепим внутри. Крепим эмблему фирмы-изготовителя. Наша стиральная машинка – автомат готова.
|
|
Представляю современное инфомационно-вычислительное оборудование – ноутбук. Для изготовления этого оборудования нам нужен клей ПВА, ножницы, кисточка, фломастер, пенопласт, простой карандаш. Обклевываем коробку из-под конфет с откидным верхом самоклейкой. Вырезаем прямоугольник из светлой бумаги по размеру крышки и приклеиваем экран. Для клавиатуры нужно подобрать небольшие по размеру кубики или пенопласт. На кубики можно наклеить предметные картинки, цифры, буквы или многое другое и проводить игры на ознакомление или закрепление пройденного материала. Это оборудование дети используют в таких играх как «Школа», «Магазин», «Семья» и в других играх.
|
|
Как вы думаете, уважаемые коллеги, сможете ли вы ее сделать своими руками? Сможете. Мной разработана картотека схем изготовления, которая вам поможет в этом.
|
|
Я вижу, что участники групп уже закончили. Прошу вас представить ваше изделие. (Вопросы к участникам: В каких сюжетно-ролевых играх ребенок может его использовать? Какие игровые действия можно производить с этим предметом?)
|
|
Дополните развивающую среду своими атрибутами (участники мастер-класса подходят к макету игры «Семья»).
Уважаемые коллеги, скажите, соответствует ли это оборудование принципам ФГОС?
Во-первых, хочу обратить Ваше внимание на то, что это оборудование соответствует принципам ФГОС ДО: оно полифункционально, т.к. дети могут использовать это оборудование в разных видах детской активности. Мы с вами изготовили игровой материал, как для девочек, так и для мальчиков. Среда у нас также в зависимости от выбранной игровой ситуации может трансформироваться: домашний пылесос в автомобильный. А самое главное она насыщенна, доступна и безопасна и это все ребята, родители могут сделать сами.
|
|
Попрошу вас подойти ко мне. А сейчас, я побуду в качестве репортера и хочу Вам задать несколько вопросов.
- Как вы думаете, уважаемые коллеги, будет ли интересно играть нашим детям в такие игрушки?
- Будут ли дети беречь такую игрушку? Почему вы так считаете?
- Сможете ли вы теперь сделать своими руками игрушки из бросового материала? Как вам в этом помог разобраться проведенный мной мастер-класс?
- Изменилось ли ваше отношение к бросовому материалу?
Спасибо, вот вы и сами ответили на вопрос: зачем мы сегодня собрались.
Прошу Вас пройти на свои места. Я для Вас приготовила памятки «Требования при работе с бросовым материалом».
Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что на моем сайте есть вся необходимая информация по моему опыту работы.
|
Слайд
16
|
3. Рефлексия.
Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем мастер-классе и выразить надежду, что данное мероприятие помогло нам ближе узнать друг друга, подружиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию с нашими детьми в совместной творческой деятельности.
Все в ваших руках, уважаемые коллеги! Фантазируйте, творите! Поделки из бросового материала - вторая жизнь для вещей и праздник творчества в вашем доме. Успехов вам и добра вашим детям!
|
|