Каталог статей


Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Золотая рыбка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

"ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

в старшей группе общеразвивающей направленности

(5-6 лет)

на 2017-2018 учебный год

 

Разработал воспитатель высшей квалификационной категории: Степанько Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

I

Пояснительная записка

1.1

Цель и задачи программы

Принципы реализации Программы

Принципы организации кружка

1.2

Ожидаемые результаты

1.3

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)

1.4

Методическое обеспечение программы

1.5

Учебно-тематический план

1.6

Календарно-перспективное планирование

I. Пояснительная записка

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

В.А.Сухомлинский

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.

Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

1.1 Цели и задачи программы

Цель: развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

- формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой;

- создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами;

- проявлять инициативу, поддерживать личностное творческое начало;

- развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности;

- развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение, желание доводить начатое дело до конца.

- обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

- развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

- использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

- изготовление поделок вместе с родителями.

Основой для разработки рабочей программы по художественно-эстетическому развитию стали:

  • Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска на 2017-2018 учебный год;
  • Примерная образовательная программой дошкольного образования «Детство» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Т.И. Бабаевой, доктора педагогических наук, профессора А.Г. Гогоберидзе, кандидата педагогических наук, доцента О.В. Солнцевой;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённого приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.

Принципы реализации Программы

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- системный и целостный характер;

- постоянное и постепенное усложнение;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- положительная оценка достижений ребенка.

Принципы организации кружка:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) ;
- наглядность (наличие дидактических материалов) ;
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей) ;
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы) ;
- «от простого к сложному».
Ожидаемые результаты с
таршая группа:

- Овладеют различными приемами преобразования материалов.

- Освоят обобщенные способы работы.

- Разовьют познавательные, конструктивные способности.

- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Формы контроля: наблюдение, беседа, объяснение детей, игровые задания.

В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети будут знать:

Для того чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую оценку индивидуального развития (педагогическая диагностика).

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)

Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год - в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить наличные показатели развития каждого ребенка, а во втором - наличие динамики ее развития.

Материалы педагогической диагностики (сводные таблицы и аналитические справки) хранятся в методическом кабинете МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска. Диагностические карты (приложение 1), выводы но результатам педагогической диагностики детей хранятся у воспитателей групп МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска.

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • освоил;
  • имеет затруднения.

В соответствии с ФГОС ДО планируемые итоговые результаты (в конце подготовительной к школе группы) освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска основаны на целевых ориентирах (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Формы проведения итогов реализации программы

•Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
• Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.

Методическое обеспечение программы.

Методы используемые при реализации программы:

  • занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями,
  • метода цикличности, т.е.возврата к ранее пройденному материалу,
  • игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:

  • коммуникативной направленности;
  • активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;
  • повышение мотивации учения;
  • индивидуальному подходу к детям;
  • техническому оснащению учебного процесса.

Кружки проводятся 1 раз в неделю согласно программе. Длительность 1 занятия не более 30 минут.

Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная, работа в парах, работа по подгруппам, звеньям, групповая

Формы проведения занятий: беседа, игра – соревнование, игра - путешествие, открытое занятие, мастер – класс.

Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования в группе имеется:

  • доска;
  • стол для педагога;
  • раздаточный материал;
  • магнитофон с комплектом аудиозаписей/

Учебно-тематический план

Тематическое планирование по художественному труду из природного и бросового материала

старший дошкольный возраст

№ п/п

Вид деятельности

Тема образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности

1

Конструирование из бросового материала

«Дом»

Учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части. Развивать умение работать коллективно. Воспитывать умение работать коллективно.

2

Конструирование из природного материала

«Воробьи»

Учить создавать поделку из природного материала, планировать этапы, договариваться в коллективной деятельности, воспитывать любовь к живому, заботу о птицах.

3

Конструирование из бросового материала

«Светофор»

Учить делать поделку из спичечных коробков. Закрепить умение дополнять аппликацией заготовку. Развивать глазомер.

4

Конструирование из природного материала

«Подосиновики»

Продолжать учить делать поделку из природного материала. Развивать фантазию.

5

Конструирование из бросового материала

«Веселые

поросята»

Обучать умению изготавливать поделки из бросового материала, целесообразно использовать его в работе.

6

Конструирование из природного материала

«Кто живет в лесу?»

Продолжать учить делать поделки из природного материала по замыслу. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

7

Конструирование из бросового материала (поролон)

«Фрукты (по замыслу)»

Учить детей из квадратов поролона изготавливать различных форм фрукты путём срезания углов и граней. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

8

Конструирование из бросового материала

«Снеговик»

Учить придавать куску поролона округлую форму, скреплять поролоновые шары между собой, оформлять и дополнять поделку. Воспитывать умение работать вместе.

9

Конструирование из бросового материала

«Игольница»

Продолжать учить работать с шаблоном. Развивать навыки соединения отдельных деталей с помощью клея.

10

Конструирование из бросового материала

«Паровоз и вагоны для Гены и Чебурашки»

Учить создавать поделку, используя упаковочные коробки прямоугольной формы, крышки от бутылок. Закрепить умение обклеивать коробки, дополнять аппликацией. Воспитывать аккуратность в работе.

11

Конструирование из природного материала

«Ежик»

Продолжать учить мастерить поделку, одна часть которой выполнена из природного материала, а другая из пластилина.

12

Конструирование из природного материала

«Парусник»

Учить создавать поделку из скорлупы грецких орехов и бересты, пользуясь наглядным планом изготовления поделки. Закрепить знания о водном и подводном виде транспорта. Развивать любознательность.

13

Конструирование из бросового материала

«Подснежник»

Учить конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка.

14

Конструирование из природного материала

«Лебединое

озеро»

Закрепить умения в изготовлении поделок из природного материала, упражнять в пространственном размещении их на плоскости.

15

Конструирование из природного материала

«Зайки на лужайке»

Учить создавать поделку из шишек и веточек, пользуясь наглядным планом изготовления поделки. Упражнять договариваться в коллективной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.

16

Конструирование из природного материала

«Черепаха»

Закрепить умение в изготовлении поделок из природного материала с опорой на наглядность.

Список используемой литературы:

1.И.А. Лыкова «Цветные ладошки»

2.Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3. Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.

4. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 3. – М.: Издательство «Скрепторий 2003», 2006. – 48 с.

5. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64с., ил.+цв.вкл.

6. Федорова В.П. На златом крыльце сидели. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 128 с.

7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.

8. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Издательский дом «Карапуз» - творческий центр «Сфера», 2009. – 144 с. 8 илл.

9. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с., илл.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 208 с., 24 л.вкл., переиздание дораб. и доп.

11. Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

12. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем. – 2е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

13. Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

14. Лепка глиняных игрушек/авт. сост. С.В. Михалева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

15. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты и занятия в старшей группе детского сада. ИЗО. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.

 

Категория: Методические разработки (приоритетное направление) | Добавил: stepanko_n (08.11.2017)
Просмотров: 462 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar