Каталог статей


Работа с родителями "Мировое кафе"

Проведение родительского собрания с использованием метода фасилитации «Мировое кафе» по теме:

«Как развить инициативу и самостоятельность в рамках семьи через совместную творческую деятельность»

Фасилитация (англ.) производное от глагола – облегчать, помогать, способствовать.

Метод «Мировое кафе» идеально подходит, для того чтобы организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

Цель проведения родительского собрания с использованием метода фасилитации «Мировое кафе» по теме: «Как развить инициативу и самостоятельность в рамках семьи через совместную творческую деятельность»:

-повышение педагогической культуры родителей, мотивации к творческому взаимодействию с детьми.

Задачи:

-информирование о важности развития самостоятельной и инициативной личности;

-рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними;

  • к творческому сотрудничеству.

Технологии, используемые при проведения родительского собрания:

- упражнение на знакомство «Предмет моего детства»;

- прием начала родительского собрания: деление на группы по цвету одежды;

- прием завершения родительского собрания «Рефлексия (самоанализ)»

Оборудование для педагога: компьютер, экран (телевизор), колонки, игрушки 80-х и 90х годов, 3 столика, ½ ватмана – 3 шт., маркер – 3 штуки, 3 мольберта

Оборудование для совместной деятельности детей и родителей: природный и бросовый материал, схемы изготовления поделок, различные корзиночки (емкости) для размещения мусора (хранения материала.)

Как развить инициативу и самостоятельность в рамках семьи

 

Добрый день, уважаемые родители. Мы рады вас приветствовать в нашем детском саду.

Как вы уже заметили, на столе предложены Вам различные предметы. Выберите для себя тот предмет, который связан с вашим детством и, по-возможности, расскажите про него.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – Как развить инициативу и самостоятельность в рамках семьи.

 

Через некоторое время ниши дети будут полноправными первоклассниками. Одним из важных показателей на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам) является проявление инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

 

Давайте разберемся в этих двух понятиях «самостоятельность» и «инициативность». В чем их отличие, а может это одно и тоже понятие?

Итак, самостоятельность — необходимое и ценное качество, которое в течение жизни не раз пригодится ребенку. Проявление самостоятельности у детей является естественным проявлением стремления к личностному развитию.

Сейчас хочу обратиться к вам, уважаемые родители, с вопросом: Как вы думаете, в каком возрасте ребенок начинает проявлять самостоятельность?

Самостоятельность – это способность личности адекватно и критично себя оценивать, проявлять инициативу и ответственность за свои поступки. У детей она формируется и укрепляется по мере развития, с возрастом. Ребенок стремиться к ней с тех пор, как начинает ходить. Ему все хочется потрогать, попробовать сделать самому.

Уже к трем годам у малыша возникает стремление к большей самостоятельности, когда на предложение родителей помочь в чем-то он отвечает: «Нет! Я сам!».

 

А как мы взрослые реагируем на это утверждение наших детей? А происходит это так, в большинстве случаев, дабы ускорить процессы сбора на прогулку или у родителей не хватает терпения, наблюдать за ребенком как он пытается застегнуть пуговицы, и из-за сомнений в возможностях ребенка и по разным другим причинам мы, родители, стремимся сделать все за него. Таким образом, родители, сами того не желая, вредят своему малышу, так как лишают его проявления самостоятельности, подрывают веру в собственные силы, приучают к тому, что другие сделают все за него. Отсутствие возможности сделать что-то самостоятельно вызывает у ребенка раздраженность, что приводит к капризам и истерикам.

 

Это период называется «Формирование физической и бытовой самостоятельности». Именно этот период самостоятельности ребенка доставляет массу проблем родителям. Самостоятельность, особенно в бытовом плане, есть не что иное, как отработка определенных действий.

 

На пороге школы, выпускник детского сада должен действовать самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.

В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появляются новые обязанности, домашние задания, изменяется распорядок дня. И здесь мы с вами сможем ответить на главный вопрос: На сколько мой ребенок самостоятелен? А ребенок в этом возрасте должен уже прилагать усилия для достижения определенной цели, и соблюдать режим дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться самостоятельно, без напоминаний, собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.

 

Таким образом, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

 

А сейчас уважаемые родители, ответим на вопрос «Что такое инициатива? Как сказал Элберт Грин Хаббард «Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»

Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

 

Сейчас хочу обратиться к вам, уважаемые родители, с вопросом: Вспомните случай, когда ребенок просил вас с ним поиграть в какую - нибудь игру, может даже он ее сам и вообразил, что мы ему ответили?

А инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

 

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Мы, взрослые, должны не забывать, что дети от природы инициативны.

И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

 

Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе.

Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе — закрутить шуруп.

Тут важно:

во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь";

во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

 

Итак, мы с вами выяснили, что для того чтобы ребенок был успешным в жизни, необходимо развивать у него такие качества, как «Самостоятельность», «Инициативность». Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.

 

Сейчас хочу обратиться к вам, уважаемые родители, с еще одним важным вопросом: «Нужно ли что бы ребенок проявлял инициативу, самостоятельность? Нужно ли развивать эти качества личности? А может эти качества сами проявятся, со временем, когда ребенок подрастет. Насколько самостоятельным и инициативным должен быть ребенок?»

Сегодня мы проведем родительское собрание в форме «Мирового кафе». Почему именно «Мировое кафе»? На повестке дня у нас 3 существенных вопроса, на которые мы совместно постараемся найти общее совместное решение, изучим возможности для дальнейших действий и принятия решений. Поэтому нам нужно поделиться на 3 группы: у кого есть цветные полоски на одежде – придите за первый столик, у кого преобладает синий цвет – придите за второй столик и т.д.

 

За каждым из ваших столиком находится «Хозяин столика», он вам всегда подскажет, и направит ваши мысли в нужное русло. У каждого «Хозяина столика» есть свой вопрос. Ответив на один вопрос - у вас появляется возможность поделиться мнением и на остальные. На один вопрос отводится 2-3 минуты. Далее ваш «Хозяин столика» перемешается за другой стол со своим вопросом и к вам присоединяется другой «Хозяин столика» уже с другим вопросом. И так, по очереди мы все с вами поделимся мнениями и примем общее решение на очень важный вопрос нашей встречи.

Девиз нашей сегодняшней встречи: «Мнение каждого важно для нас. Не критиковать, все имеют право на ошибку».

(У каждого «Хозяина столика» имеется ватман на котором будут фиксироваться ответы и мысли родителей)

 

Итак, мы начинаем, не забывайте, уважаемые гости «Мирового кафе», что на каждый вопрос отводится 2-3 минуты.

1 вопрос: Какими вы хотите видеть своих детей – самостоятельными, свободными или уверенными в себе? Или удобными? В чем это должно проявляться?

2 вопрос: Насколько самостоятельным и инициативным должен быть ребенок?

3 вопрос: Как вы помогаете быть вашему ребенку самостоятельным, инициативным?

(После окончания условного времени, все ответы на вопросы крепятся на мольберте перед участниками «Мирового кафе» и озвучивается общий итог)

 

Спасибо, уважаемые родители, что вы посетили наше «Мировое кафе», из ваших ответов очевидно видно, что развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения, то сегодня ответ на этот вопрос очевиден…

 

Итак, к какому мнению мы с вами пришли:

  • Проявление самостоятельности и инициативности – важный этап в формировании личности ребенка.
  • Не забывайте, что «капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию; предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность
  • пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование - основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти;

 

  • хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;
  • Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.
  • Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
  • Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
  • Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой ( «вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

 

  • Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Таким образом, инициативность и самостоятельность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

 

Мы с вами знаем, уважаемые родители, что развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования.

И именно занятие творчеством способствует проявлению самостоятельности и инициативности. Но для того, чтобы творчество приносило только хорошие эмоции им нужно грамотно руководить и это – работа и мамы, и папы.

 

Я попросила принести Вас на наше заседание разнообразный бросовый и природный материал. Сейчас мы пригласим Ваших детей, и вы совместно изготовите какое-либо изделие, либо поделку. Именно совместная деятельность сближает всех нас, и глядя на своих родителей дети начнут проявлять инициативу в изготовлении продукта своей деятельности, а в последствии и самостоятельность.

 

(В зал заходят дети и присоединяются к совместной деятельности). Обратите внимание, уважаемые родители и дети, перед вами схема изделия, которое вам нужно сделать. Можете дополнить его своими элементами, а также проявить инициативность и изготовить свою, совместную поделку с ребенком. (В конце проходит выставка работ)

 

Уважаемые родители, хотелось чтобы вы поделились идеями, рассказали о возникших затруднениях в ходе совместной деятельности. Удалось ли Вам, чтобы ребенок проявил инициативу при изготовлении поделки?

 

Наше заседание в «Мировом кафе» разрешите закончить следующими словами: «Дети приносят много радости, немного озорства и они, безусловно, обогащают нашу жизнь. Каждый ребенок уникален. О каждом можно рассказать отдельную историю, так как их жизнь складывается из собственного набора ценных уроков, опыта и перспектив. Обрабатывай глину пока она влажная, поэтому воспитывайте детишек пока они маленькие»

Категория: Методические разработки (приоритетное направление) | Добавил: stepanko_n (15.01.2018)
Просмотров: 2373 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar