Каталог статей
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст) Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Одной из приоритетных задач комплексной программы “Детство” является: – побудить творческую активность детей; – стимулировать воображение, желание включаться в творческую активность. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.). Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Выделяют два типа конструирования: – художественное; – техническое. В художественном конструировании большое значение имеет цвет, форма, фактура материалов. Именно они создают художественный почерк индивидуума, с их помощью создатель – в данном случае ребенок – материализует представление своего внутреннего мира во внешнюю сферу. Конструирование из природного материала и конструирование из бросового материала. Задачей педагога является формирование навыков и умений творческой, конструктивной деятельности. В основу реализации программы “Детство” заложена модель целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Исходя из этого, приоритетное место в образовательном процессе занимают совместная и самостоятельная деятельность детей. Обучение детей происходит в процессе совместной деятельности и строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка. Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении приобретённого ребёнком опыта конструирования. Работа по конструированию с природным материалом начинается с третьего квартала средней группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы. В старшем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В каждой возрастной группе предполагается проведение трех совместных деятельностей и трех занятий. Возможность контролировать и корректировать успешность овладения ребенком программой дает педагогическая диагностика. Облегчает наблюдение и последующий анализ детской деятельности - диагностические карты, которые педагог заполняет в ходе наблюдений с помощью условных обозначений. К концу первого года обучения ребёнок должен уметь: – видеть образ в природном материале, составлять образ из частей; – использовать для закрепления частей клей, пластилин; – творчески дополнять изображение деталями; – придумать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планировать работу; – работать вдвоём, втроём дружно; – испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; – проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и т.п. К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь: – совершенствовать окружающие предметы путём составления, соединения различных частей; – использовать для скрепления разнообразные соединительные материалы: проволоку, пластилин, нитки, клей и т.д.; – освоить способ работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.; – планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве; – освоить способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и др. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из природного и бросового материалов дает возможность педагогам радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не результат, но и процесс творчества. | |
Просмотров: 1356 | |
Всего комментариев: 0 | |