Каталог статей


Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст)

Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.

Одной из приоритетных задач комплексной программы “Детство” является:

– побудить творческую активность детей;

– стимулировать воображение, желание включаться в творческую активность.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.). Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру.

В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе.

Выделяют два типа конструирования:

– художественное;

– техническое.

В художественном конструировании большое значение имеет цвет, форма, фактура материалов. Именно они создают художественный почерк индивидуума, с их помощью создатель – в данном случае ребенок – материализует представление своего внутреннего мира во внешнюю сферу.

Конструирование из природного материала и конструирование из бросового материала.

Задачей педагога является формирование навыков и умений творческой, конструктивной деятельности.

В основу реализации программы “Детство” заложена модель целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Исходя из этого, приоритетное место в образовательном процессе занимают совместная и самостоятельная деятельность детей.

Обучение детей происходит в процессе совместной деятельности и строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка. Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении приобретённого ребёнком опыта конструирования.

Работа по конструированию с природным материалом начинается с третьего квартала средней группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы. В старшем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В каждой возрастной группе предполагается проведение трех совместных деятельностей и трех занятий.

Возможность контролировать и корректировать успешность овладения ребенком программой дает педагогическая диагностика. Облегчает наблюдение и последующий анализ детской деятельности - диагностические карты, которые педагог заполняет в ходе наблюдений с помощью условных обозначений.

К концу первого года обучения ребёнок должен уметь:

– видеть образ в природном материале, составлять образ из частей;

– использовать для закрепления частей клей, пластилин;

– творчески дополнять изображение деталями;

– придумать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планировать работу;

– работать вдвоём, втроём дружно;

– испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей;

– проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и т.п.

К концу старшего дошкольного возраста ребёнок должен уметь:

– совершенствовать окружающие предметы путём составления, соединения различных частей;

– использовать для скрепления разнообразные соединительные материалы: проволоку, пластилин, нитки, клей и т.д.;

– освоить способ работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.;

– планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве;

– освоить способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и др.

Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из природного и бросового материалов дает возможность педагогам радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не результат, но и процесс творчества.

Категория: Методические разработки (приоритетное направление) | Добавил: stepanko_n (02.02.2018)
Просмотров: 1356 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar