Каталог статей


Эссе "Моя педагогическая философия"

скачать полную версию Эссе "Моя педагогическая философия"Степанько Наталья Анатольевна

«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава… Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя… надо дать ему возможность и посмотреть, и почувствовать…»

В. А. Сухомлинский

«Мы все родом из детства...» Будущее каждого из нас стоит на нем, как на фундаменте. Грустно осознавать, что это время, время непосредственности и беззаботности, уходит от нас быстрыми шагами. От всех... Но не от меня, ведь я - воспитатель и каждый день проживаю в мире Детства.

Счастливое время, и вместе с тем, необычайно ответственное, требовательное: скоростное приобретение знаний, изучение родной речи - плодотворное время, при условии присутствия рядом, заинтересованного, творческого и терпеливого наставника.

Еще в школе, ко мне пришло осознание - хочу быть Педагогом. Педагогом, который сможет найти подход к каждому ребенку и будет для него нужным. Педагогом, которому родители доверят своих детей, кто найдет для них доброе слово, окажет поддержку.

У меня было сомнение: детский сад или школа, воспитатель или учитель? Но сейчас я с полной уверенностью могу сказать, что мое сердце выбрало именно ту профессию! Однажды, оказавшись в детском саду, я не смогла с ним расстаться.

Наш век – это век космических скоростей и компьютерных технологий, век, в котором каждый день максимально насыщен разного рода информацией, событиями, стрессами.

Родители окружили своих детей всевозможными гаджетами, высокоскоростными компьютерами и планшетами, Айфонами, смартфонами, которые отрывают перед детьми огромную возможность в познании окружающего мира. Но…ВИРТАУЛЬНОГО! Ребенок лишен простого человеческого общения. Зачем читать книгу? Зачем заниматься спортом? Зачем вообще с кем-то общаться? Он …занят…! И родителям кажется, что ему очень интересно и этого достаточно.

Но я как педагог понимаю, что ребенок лишен возможности проявить себя в разных жизненных ситуациях, ставя перед собой творческие цели, которые побуждают его к жизнетворчеству. Ребенок лишен непосредственного контакта с окружающим миром.

Так как же научить ребенка удивляться, радоваться своему успеху, если он сделал что-то своими руками, радоваться успехам своих друзей? В этом я и считаю, заключена главная проблема современного «цифрового» поколения.

А ведь согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением..., проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями…

Сухомлинский считал: «Мышление начинается с удивления». Удивление - это толчок для чего-то нового. А что может удивить ребенка в нашем постоянно меняющемся мире, мире компьютерных технологий. Только то, что рождается из, казалось бы, простых вещей. Когда на глазах изумленного малыша появляется какое-то неожиданное, но интересное «изобретение». Это «изобретение» превращается в игрушку или другой занимательный предмет, заставляя ребенка поверить в свои силы, преодолеть страх и неуверенность. Именно поэтому особое внимание уделяю работе детей с природным и бросовым материалами. Организованная мной совместная деятельность творит чудеса: ребенок познает в ней мир, ощущает помощь сверстников, впервые проявляет свои лидерские качества, реализует себя как личность, действует на равных, развивает познавательный интерес и творческую деятельность, проявляет свое «Я», а вместе с ним желание созидать, быть полезным в этом мире.

«Ты все умеешь! Ты сможешь!» так начинается работа с любым материалом. А потом радость на лице «Сделал сам! И у меня все получилось!» А я очевидец этих первых детских побед, удач, радостей.

А это значит, что я выполняю главную цель моей профессии – создаю условия для развития творческой личности, личности человека-творца, человека способного экспериментировать, проявлять самостоятельность, а также откликаться на прекрасное в окружающем мире.

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми - вот главная форма организации моей педагогической деятельности. Хотелось бы процитировать Антуана де Сент-Экзюпери «Научите детей сотрудничеству, где в трудную минуту любая помощь – это награда и благодарность». И я считаю, что мои воспитанники действуют на равных, оказывают друг другу поддержку, развивают познавательный интерес и творческую деятельность.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

А как же воодушевить родителей на совместную деятельность с детьми, совместное творчество? Для достижения этой задачи продумываю максимально возможные сценарии включения родителей в жизнь ребенка в детском саду: через совместное обсуждение вопросов и проблем, помогаю им осваивать навыки интерактивного общения, а также выявить и осознать степень своих затруднений во взаимодействии друг с другом. И многие родители, гладя на «горящие» глаза своего ребенка, невольно становятся его равноправным партнером в совместной деятельности.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу..., посеять в них радость познания, творчества - дело значительно более сложное…» В связи с этим, хочу сделать небольшой промежуточный вывод, что на формирование способностей детей дошкольного возраста и в целом на развитие детей оказывает большое влияние и уровень профессиональной подготовки педагогов дошкольного профиля. И я уверена в том, чтобы быть успешным в профессии, нужно постоянно самосовершенствоваться, приобретать новые знания, овладевать современными методами воспитания и обучения детей. И конечно – делиться с коллегами своим опытом, усваивать новое из их профессионального багажа. Меня ждет ещё много открытий!

Проработав воспитателем почти семь лет, с гордостью могу сказать, что я - счастлива. Не каждый человек имеет возможность видеть детей, которые с радостью переступают порог детского сада, которые каждый день встречают тебя с улыбкой, играют в игры, при этом, непременно становясь именно на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда – это счастливые улыбки малышей, их доверие, признание и любовь.

Категория: Конкурсные задания областного конкурса "Учитель года Дона - 2018" | Добавил: stepanko_n (28.02.2018)
Просмотров: 726 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 gtcnjdfnfnmzyf • 23:50, 05.03.2018
После прочтения эссе захотелось перечитать любимую книгу детства "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Нашла. Читаю. Большое желание добавить цитату: "Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдал ей всю душу".
avatar